ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 113 (24966) 20.06.97

Жил в Германии, но для России
Евгений БОВКУН, "Известия"

     Умер Лев Копелев - русский писатель и гражданин ФРГ

     85 лет - не тот возраст, когда уход из жизни кажется большой неожиданностью. В последние месяцы Льву Зиновьевичу не раз приходилось пользоваться услугами врачей. И все же. Когда он скончался в кельнской клинике от сердечной недостаточности, эта печальная весть показалась нелепой его близким и друзьям. Еще вчера он был полон новых идей, продолжая работать над своей главной темой последних лет - историей отношений Германии и России. Плоды его трудов уже составили шесть томов.

     Лев Копелев действительно знал жизнь с разных сторон. Тогда сталинисты проводили массовые раскулачивания, он еще верил, что страна освобождается таким образом от "вражеских элементов". Но в последние годы войны, став свидетелем преступлений освободителей по отношению к мирному населению Восточной Пруссии, офицер-пропагандист пытался активно протестовать против бессмысленных жестокостей. Впоследствии он написал это в своей книге "Хранить вечно". Тогда на него донесли и на 10 лет упекли в ГУЛАГ. Реабилитация пришла только в 1956 году.

     Активный правозащитник, он вступался за диссидентов, защищал Солженицына и Сахарова от нападок "своих" в советских писателей и ученых. Поэтому в 1981 году, когда он вместе с женой - правозащитницей Раисой Орловой находился в командировке в ФРГ, Верховный Совет лишил его советского гражданства.

     Германия приютила его, дала гражданство. Он получил Премию мира немецких книгоиздателей. Во многом он жил и заботами этой страны. Но разум и душа всегда стремились 4к России.

     Коммунизм и фашизм, кажется, опять объединяются, как осенью 39-го, призрак коммунизма опять приобретает материальные черты, говорил он в прошлом году незадолго до президентских выборов. Ему казалось, что именно "это чудовище" побудит людей голосовать за "меньшее зло - царя Бориса", который становился в его глазах "все брежневистее и хрущевее". Копелев не хотел простить Ельцину его объятий с Лукашенко и на выборах собирался голосовать во втором туре против обоих кандидатов - Ельцина и Зюганова, о чем говорил накануне в своих интервью.

     Придя в день выборов в российское посольство в Бонне, он все-таки отдал свой голос Борису Ельцину.

     Иллюзии социализма с человеческим лицом не были ему абсолютно чужими. Но он верил в Россию, верил, что спасти ее может только чудо.

     С этой верой он и ушел.

     БОНН.


Информационная поддержка: фирма Руссика - Известия
Техническая поддержка: компания Урал Релком