ИЗВЕСТИЯ-ЭКСПЕРТИЗА N 108 (24961) | 11.06.97 |
Ваш дом.
Москвичка С.Линева купила посуду, которую изготавливает и продает фирма "Цептер Интернациональ Эдельшталь". Покупательница выбирала ее по каталогу на так называемой презентации. При этом заказ, по условиям фирмы, оплачивался сразу. Поэтому осмотреть и опробовать покупку можно было только после получения ее на складе. Однако посуда оказалась некачественной: вся в выбоинах и царапинах. На законную просьбу вернуть деньги за бракованный товар и расторгнуть договор С.Линева получила отказ.
Доводы "Цептера". Они вкратце сводились к следующему. Продукция фирмы уникальная, она изготовляется во всем мире вручную и поэтому претензий по качеству просто быть не может. В своих отношениях с клиентами "Цептер" руководствуется ст. 21 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой продавец обязан заменить некачественный товар, если покупатель предъявит такое требование. А вот деньги возвращать, даже если вы потеряли доверие к продукции фирмы, она не обязана. При этом продавец ссылался на договор, подписанный с покупателем при оформлении заказа. В нем было сказано, что фирма дает пожизненную гарантию на ремонт и замену проданного товара в случае обнаружения в нем дефекта.
Закон - на стороне потребителя. Эксперт Светлана Кульницкая (Московский союз потребителей), где рассматривалось это дело, подчеркивает, что ответ "Цептера" нельзя считать обоснованным. Во-первых, ни уникальность какой-либо продукции, ни монопольное положение фирмы-изготовителя на рынке каких бы то ни было товаров само по себе не является основанием для признания тех или иных изделий безупречными раз и навсегда. Во-вторых, Закон "О защите прав потребителей" вовсе не ограничивает ответственность продавца некачественного товара перед клиентом статьей 21. В ней лишь говорится, что продавец обязан произвести замену, если таково будет желание покупателя. Требование расторгнуть договор и вернуть деньги предусмотрено ст. 18 того же закона, которая дает исключительное право выбора самому потребителю.
Объясняя свой отказ вернуть деньги, "Цептер" приводит два взаимоисключающих довода: с одной стороны, претензии, дескать, вообще быть не может, с другой - раз уж обнаружился брак, - заменим. Однако сведение гарантийных обязательств фирмы перед клиентом лишь к ремонту и замене бракованного изделия (а это отпечатано типографским способом на типовом договоре) свидетельствует о неуважении к российским законам. Поэтому клиент оказывается прав, даже если он по незнанию подписал такой документ. Таким образом, упомянутый пункт договора, противоречащий закону, признается недействительным. Если фирма упорствует в своем заблуждении, на нее можно подавать в суд.