ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 40 (391) | 03.06.97 |
ЦЕНА на палладий поднялась 28 мая на Лондонской бирже металлов до самой высокой отметки за последние 8 лет - 197,25 долл. за тройскую унцию, сообщает агентство Рейтер. Утром следующего дня она отступила к отметке 196,5 долл., а к вечеру - до 190,25 долл. Но это все равно рекордный для 90-х годов уровень. Цены на платину тоже качнулись вверх-вниз со значительной амплитудой, достигнув в точке максимального подъема 411 долл. за унцию.
Непосредственным поводом для взрывного роста котировок на платиноиды (еще две недели назад цена палладия колебалась на среднем уровне в 170 долл. за унцию) послужила неофициальная (объявленная без разрешения профсоюзов) забастовка 4600 рабочих на крупнейшем в мире платиновом руднике Рустенбург в ЮАР. За последние шесть месяцев 1996 г. там добыто 690 тыс. унций платины, что составляет почти 25% мирового производства этого драгметалла. С платиной попутно извлекают и весьма значительное количество палладия.
Рустенбург, где заняты в общей сложности 28 тыс. рабочих, имеет богатую историю трудовых конфликтов. Только в июле прошлого года устроенная там трехнедельная забастовка привела к потере компанией "Рустенбург платинум холдинг лтд." ок. 100 тыс. унций платины.
Нынешнюю стачку удалось прекратить на редкость быстро, за три дня. Но и этот срок оказался достаточным, чтобы биржевые котировки платины и палладия в целом сохранили значительно более высокие позиции. Фьючерсные контракты Нью-йоркской биржи на палладий начали исполнятся в июне по 200 и более долл. за унцию А стоимость заемного металла на месячный срок превышает текущие котировки на более чем 40% вместо обычных 2-3%: безусловный индикатор нового ценового рывка в ближайшем будущем.
Конечно, до абсолютного рекорда - 335 долл. за унцию палладия в Лондоне в марте 1980 г. - еще далеко. Но ведь и забастовочное движение горняков ЮАР - "бычий" фактор второго порядка. Главный же - это поставки российского палладия, на которые приходится до 70% мирового рынка. А они с начала текущего года практически не производились, что и "подогревает" цены.
Причины задержки объясняют по-разному. В принципе, экспортные квоты на вывоз драгметаллов из России , принятые хоть и с опозданием, официально уже возможны. Фактически же механизм поставок до сих пор не запущен. Западные аналитики, пытаясь прояснить загадку, запустили версию о резком падении производства на РАО "Норильский никель" - первом в мире производителе палладия и третьим - платины. В частности, "Джонсон Мэттью" - ведущая маркетинговая корпорация в мире платиноидов - утверждает, что Россия за последние два года экспортировала более 5 млн. унций палладия (на сумму ок. 2 млрд. долл.), взятых из стратегического резерва, который, мол, катастрофически тает.
В свою очередь, представители "Алмазювелирэкспорта" ссылаются на "обычные бюрократические проволочки" и обещают начать крупные поставки палладия в Японию уже в этом месяце. Япония - крупнейший импортер палладия - использует его главным образом в производстве автомобильных катализаторов.
Пытаясь "простимулировать русских", эксперты "Джонсон Мэттью" рисуют не очень убедительную картину скорых технологических решений проблемы. "Достигнув отметки 200 долл. за унцию, цена на палладий заставит производителей электронных компонентов и автомобильную индустрию более упорно искать альтернативные материалы", - утверждает, в частности, Майк Стил, научный директор "Джонсон Мэттью",