ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 40 (391) | 03.06.97 |
ЧАСТНАЯ собственность на землю является мощным катализатором экономической активности. Без нее немыслимо проведение рыночных реформ.
Формально она была провозглашена в Конституции РФ 1993 года. Однако, несмотря на принятие в последующие годы целого ряда законодательных и нормативных актов о земле, можно констатировать отсутствие в стране завершенной системы института частной собственности на землю.
Сегодня в хозяйственной практике существует пожизненное наследуемое владение землей, постоянное и бессрочное пользование вместо частной собственности на землю, а также внутрихозяйственная аренда, которая оставляет арендатора на правах наемного работника вместо собственника. Наряду с этим государственные органы ввели такое явление, как продажа права аренды земли. Ни на практике, ни в теории такого понятия в странах с развитым рыночным хозяйством не существует.
В результате сложилась ситуация, при которой ни промышленные, ни сельскохозяйственные производства не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом на землю. Во всем мире это право предполагает пользование и распоряжение землей с целью получения максимального дохода.
В условиях развитого рыночного хозяйства механизм эффективного перераспределения земли возможен только на основе рынка, включающего куплю-продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Введение полномасштабного механизма частной собственности на землю открывает перед предприятиями существенные экономические возможности, что в условиях глобального спада может стать ключевым элементом в деле возрождения национального хозяйства.
В частности, стоимость приватизированной земли предприятие может включить в уставной капитал, тем самым повышая курсовую стоимость и ликвидность своих акций. Самостоятельное использование земли дает возможность провести диверсификацию деятельности, повысить эффективность производственного комплекса, создать новые рабочие места. Одновременно государство увеличивает поступления в бюджет за счет продажи земли.
Опыт развитых стран свидетельствует, что нет прямой зависимости между собственностью и трудовой мотивацией в производственной деятельности, но зато четко выявлена связь между развитием форм собственности и активностью капитала на рынке.
То обстоятельство, что предприятия становятся собственниками земельных ресурсов, повышает их инвестиционную привлекательность для инвесторов и кредиторов, которые получают тем самым дополнительные гарантии возврата средств.
Став владельцем земли, предприятие может сдать участок в аренду, получить кредит под залог недвижимости и земли, а также изменить способ использования земельного участка исходя из сложившихся потребностей рынка.
Сейчас уже существует ряд примеров, когда, хотя и не полностью (по сути, вопреки действующему законодательству), распоряжение землями, выкупленными предприятием при приватизации, стало источником его экономической выживаемости.
Так, например, владивостокское предприятие "Дальсопасифик" часть своей выкупленной земли передало на коммерческих условиях в аренду другой компании, исходя из чего оно смогло получить дополнительные инвестиционные средства и начать строительство нового корпуса. В результате инвестиционной активности были улучшены показатели всей производственной деятельности предприятий. Акционерное общество "Северная верфь" в Санкт-Петербурге выкупило землю и начало строительство порта. Включение в уставный капитал стоимости земли позволило предприятию заинтересовать в проекте многих инвесторов. АО "Северное сияние" смогло под гарантию земельного участка привлечь иностранного инвестора - голландский концерн "Юнилевер", на инвестиции которого началось строительство новых линий по производству кондитерских изделий.
Особенно остро проблема собственности на землю проявляется в жилищном строительстве. Во всем мире широко используется правило, когда строитель является собственником земли и за счет ее залога привлекает кредитные средства на строительство. Возврат кредита осуществляется за счет средств, получаемых от продажи квартир, покупатели которых берут кредиты в банке.
Эта схема финансирования является общепринятой.
Противники введения частной собственности на землю, как правило, выдвигают два главных довода. Первый, что произойдет активная скупка российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их использованию в отдельных секторах экономики. Второй, что свободный рынок земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее использования.
Оба довода не выдерживают серьезной критики. В большинстве стран мира с рыночной экономикой давно существует рынок земли при активном развитии двух основных форм пользования ею - на основе частной собственности и в виде аренды. Отличается только их соотношение: в одних странах преобладает частное землевладение, в других - шире представлена аренда.
В США примерно равное соотношение этих двух форм, в Великобритании - на арендуемые земли приходится около 35%, во Франции - примерно 30% производительных площадей. При огромных территориальных пространствах России предложения о монополистической скупке земли иностранным капиталом экономически абсурдны.
Сомнительны и доводы о массовых спекуляциях. Они возможны только в условиях превышения спроса над предложением при достаточной платежеспособности агентов рынка. Этого в России нет. Кроме того, во всех развитых странах эти проблемы эффективно решаются методами экономического регулирования посредством налоговых мер. Приобретение земли в частное владение увеличивает размеры собственности и соответственно объем налогов на владельцев.
Для возрождения России необходим поиск новых правовых, организационных и экономических рычагов, направленных на ускорение развития хозяйства страны и его структурную перестройку. Введение полномасштабного института частной собственности на землю и активное развитие свободного рынка земли являются естественным атрибутом рыночной экономики в мире. И Россия не может тут быть исключением.
Автор - президент российского акционерного общества "Крокус интернэшнл".