ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 41 (392) | 05.06.97 |
"85% от запланированного бюджетом-97 - таков нынешний уровень собираемости налогов", - опроверг сложившееся мнение о плохой результативности работы налоговых органов руководитель Госналогслужбы Александр Починок на заседании Московского финансового клуба.
В случае, если произойдет сокращение расходных статей, то Госналогслужба готова выйти на полное выполнение бюджетных назначений, - заявил Александр Починок. Секвестр позволит убрать "воздух" из бюджетных статей. Например, в соответствии с законом о бюджете Госналогслужба обязана получить 20 трлн. рублей от процентов в форме дисконта в виде налога на прибыль на операции с ценными бумагами. Сегодня ситуация такова, что расходы на обслуживание рынка государственных ценных бумаг больше, нежели получаемый от него налог. Причем парадокс состоит в том, что чем больше приходит денег в казну от этого налога, тем меньше у государства становится денег и быстрее растет внутренний долг.
Госналогслужба не драматизирует ситуацию с собираемостью налогов. Во-первых, успешной можно назвать недавно прошедшую кампанию декларирования доходов физическими лицами. В России стали появляться люди, которые показывают очень большие доходы и легально платят налоги. Во-вторых, стали улаживаться отношения с крупными неплательщиками. Самый крупный налогоплательщик - Газпром - стал дисциплинированным. В июне в федеральный бюджет он заплатит все суммы в точном соответствии с графиком. Реабилитируются ЛУКойл, АвтоВАЗ, Норильский никель, ЮКОС и РАО "ЕЭС России". Налоговые органы уверены, что вскоре возможно решение проблем с задолженностью железнодорожников.
Руководитель Госналогслужбы попытался убедить предпринимателей в необходимости реформирования налоговой системы.
Положительных сторон в рассматриваемом Госдумой проекте Налогового кодекса для налогоплательщика больше, чем отрицательных, считает он. Так, резко возрастут права налогоплательщика. Налоговые органы признают, что им достаточно тяжело расстаться с возможностью в безакцептном порядке списывать средства до решения суда по штрафам и пеням. Это затруднит работу Госналогслужбы и приведет к потерям в бюджете. Кодекс делает попытку реализовать принципиально новую систему обложения средств, идущих на оплату труда, и снизить их нагрузку. По последним подсчетам разработчиков Налогового кодекса, 35,4% должны составлять налоги от объема средств, которые идут на оплату труда. Этот процент, по их мнению, близок к затратам предпринимателя, который нелегально платит заработную плату. Однако с этими расчетами не согласился ни один участник клуба, затраты на обналичивание средств и платежей финансовым компаниям намного ниже.
Изменит жизнь многих налогоплательщиков и альтернативное налогообложение сырьевых компаний. Они вправе будут выбирать более подходящий для себя вариант налогообложения, который предусматривает дифференциацию объектов налогообложения вплоть до месторождения.
Снижение ставки налога на прибыль, уменьшение количества налогов, цивилизованная система списания затрат, новая амортизационная политика - все это должно только радовать предпринимателей. Однако в Налоговом кодексе заложено много мер, которые ужесточают существующий порядок. Например, введен так называемый налог на богатство, увеличены акцизы на роскошь, увеличен НДС на два пункта.
По мнению Александра Починка, единственно правильный выход - принятие Госдумой Налогового кодекса в первом чтении. Затем необходима его колоссальная промежуточная вычитка с подключением целого аппарата специалистов разных направлений. Только в Госналогслужбе на сегодняшний день накопилось 2480 поправок.
Московский Финансовый клуб без особого энтузиазма принял идеи руководителя налогового ведомства. К тому же Александр Починок сам признал, что концепция Налогового кодекса разрабатывается под существующие сейчас условия в России, а отнюдь не на далекую, как часто заявлялось, перспективу. Основным интересом финансовых кругов к Налоговому кодексу можно назвать - будет ли проводиться налоговая амнистия после принятия документа. Руководителю Госналогслужбы пришлось разочаровать предпринимателей. По его мнению, для юридических лиц амнистия исключена, возможна лишь реструктуризация задолженности. Больше может повезти физическим лицам. Правда, для них налоговая амнистия возможна только в случае легализации доходов.