ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 41 (392) | 05.06.97 |
ЮЖНОАФРИКАНСКИЕ горнодобывающие компании, исполненные решимости не уступать зарубежным конкурентам, все чаще обращаются к услугам Лондонской фондовой биржи.
Так, "Дженкор" подумывает о том, чтобы выделить в отдельное юридическое лицо подразделение по операциям с металлами и обеспечить ему самостоятельную биржевую котировку в Лондоне. Компания "Рэндголд" уже завершает размещение акций своего международного филиала "Рэндголд рисорсиз" на Лондонской бирже, а "Джей-Си-Ай" склоняет британскую "Лонро" пойти на объединение горнодобывающих операций, и тоже с ориентацией на Лондонский рынок металлов.
Начавшаяся перегруппировка сил объясняется нежеланием южноафриканских производителей сдавать позиции конкурентам, имеющим большие проектные и производственные возможности. При этом компании ЮАР считают, что внутренний рынок не в состоянии обеспечить их средствами, необходимыми для борьбы за лидерство на мировом рынке.
Сегодня правительства многих стран в большей чем когда-либо степени приветствуют развитие горнодобывающего бизнеса: в ряде государств сняты существовавшие ранее ограничения на иностранное участие, а налоговые законы скорректированы так, чтобы не отпугивать зарубежных предпринимателей. По мере того, как многие месторождения по всему миру возвращается в частное владение, иностранные компании допускаются к участию в тендерах. С начала 90-х годов более 70 стран изменили законодательство с целью привлечь к сотрудничеству в разработке недр иностранных партнеров.
Новые условия обеспечивают международным корпорациям возможность быстрого роста. По мнению специалистов, через 10-20 лет мировой горнодобывающий сектор будет представлен несколькими крупными транснациональными концернами, и южноафриканские производители надеются попасть в их число. Сдерживающим фактором на сегодняшний день является установленный в Южной Африке жесткий валютный контроль.
Если южноафриканские производители стремятся завоевать Лондон, то компании других стран отдают предпочтение канадским фондовым биржам и, в особенности, Торонтской. По данным группы "Ар-Би-Си доминион секьюритиз" в 1996 году горнодобывающие компании собрали 4 млрд. ам. долл. на бирже в Торонто. В последнее время, однако, ее репутация несколько пошатнулась в связи с рядом скандалов, из которых самой громкой стала афера с якобы крупнейшим в мире месторождением золота Бусанг.
По словам председателя "Рэндголд" Питера Флэка, его компания всегда больше доверяла Лондонской бирже. Укрепление позиций на Лондонской бирже является важным шагом и для "Дженкор", который всего 10 лет назад представлял собой неотлаженный, бюрократически перегруженный конгломерат, демонстрирующий плохую работу и низкие финансовые показатели. В 1996 году отчаявшиеся акционеры "Дженкор" уполномочили председателя совета директоров Дерека Киза провести перестройку компании. Когда пять лет спустя Киз покинул "Дженкор", чтобы занять пост министра финансов ЮАР, "Дженкор" уже представлял собой децентрализованную, процветающую и динамичную компанию.
Преемником Киза стал Б. Гилбертсон, решивший вывести "Дженкор" на международный уровень за счет покупки зарубежных операций и подразделений. В качестве одного из вариантов рассматривалось объединение с "Лонро", однако сторонам не удалось достичь компромисса по ряду принципиальных вопросов. Более успешными оказались переговоры с группой "Шелл", итогом которых стала покупка "Дженкором" ее горнодобывающего бизнеса - компании "Биллитон" - за 1 млрд. долл. "Биллитон" имеет прочные связи с производителем алюминия "Алусаф", компании, которая также находится под контролем "Дженкор". Вместе они являются седьмой по величине алюминиевой компанией мира, и существует вероятность того, что "Дженкор" обеспечит им отдельную биржевую котировку.