ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 42 (393) | 10.06.97 |
КОЛИЧЕСТВО действующих аэропортов России из года в год сокращается. Только за период 1992-1996 гг. закрылось 476 воздушных гаваней. Из оставшихся более половины имеют износ основных производственных фондов свыше 60% и не способны обслуживать пассажиров по международным стандартам.
ФАС разработал программу модернизации наземной инфраструктуры. На первом этапе, охватывающем период до 2000 г., планируется довести показатель обеспеченности аэропортов производственными зданиями и сооружениями до 70%, к 2005 г. - до 80% нормативного уровня, и только к 2010 г. при благоприятном развитии ситуации этот показатель составит 90%.
Российские аэропорты не владеют землей и не получают почти никакого дохода от нее. Между тем в странах Запада этот показатель, называемый "доход от неавиационной деятельности", превышает 60% финансовых поступлений. В развитых странах именно от нее аэропорт получает львиную долю доходов: от размещенных на его территории магазинов, гостиниц, автостоянок, кортов, ресторанов и других видов деятельности и услуг. Согласно информации президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгения Чибирева, в аэропорту "Нэшнл", который обслуживает местные авиалинии в Вашингтоне, 80% всех доходов поступает от паркинга.
Если западный опыт применить в России, авиакомпании смогут снизить ставки за обслуживание. Более того, аэропорт вообще может отказаться от получения прибыли от аэропортовых сборов, и авиакомпании будут оплачивать эти расходы по себестоимости. Это, в свою очередь, позволит им значительно снизить тарифы на авиаперевозки, поскольку расходы на оплату аэропортовых сборов составляют 20% тарифа и уступают только расходам на топливо.
Но пока аэропорты землей не владеют. Права аренды земли на 49 лет добились только в Шереметьево. Но и эта усеченная форма собственности не стала правилом.
В настоящее время готовится закон об аэропортах. Как сообщили в юридическом отделе ФАС, проект закона находится в стадии рабочего согласования в министерствах и ведомствах. Его принятие ожидается в следующем году.
Автор - обозреватель ИТАР-ТАСС.