ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 43 (394) | 17.06.97 |
НИКЕЛЬ - одно из главных богатств кубинских недр. Его разведанные запасы на острове оцениваются в 813 млн. т, что составляет 37,5% от мировых. При этом реальные запасы могут оказаться как минимум вдвое больше разведанных. К настоящему времени, во многом благодаря усилиям советских геологов, известны 30 месторождений латеритовых руд, содержащих никель. Кубинские латериты содержат в среднем 1,2% никеля, 0,14% кобальта и 40% железа. Все месторождения разрабатываются открытым способом.
Никелевая промышленность Кубы возглавляет горнорудный сектор страны. Ее первенец - горнообогатительный комбинат в Никаро - сооружен американцами в 1943 г. Производственные мощности комбината позволяли ему ежегодно производить до 18 тыс. т никель-кобальтового концентрата (штейна).
Второй горнообогатительный комбинат также был построен американцами. Он находится в Моа и вступил в строй уже после победы кубинской революции в 1961 г. Как и другие принадлежавшие американцам предприятия, комбинат национализировали, его проектная мощность составляла 24 тыс. т штейна.
В начале 80-х с помощью советских специалистов провели реконструкцию двух вышеупомянутых предприятий, после чего их суммарная мощность достигла 46,5 тыс. т никельсодержащей продукции в год. В 1987 г. завершилось строительство третьего горнообогатительного комбината в Пунта-Горда: по советскому проекту, при научно-техническом содействии нашей страны.
Во второй половине 80-х при советской помощи началось создание четвертого горнообогатительного комбината в Лас-Камариокас. Он строился по проекту, аналогичному предприятию в Пунта-Горда. Предусматривалось, что комбинат будет иметь три производственные линии. На первой из них, мощностью в 10 тыс. т, было выполнено 90% строительно-монтажных работ. Предприятие должно производить никель-кобальтовый концентрат с 90-94-процентным содержанием никеля общим объемом 30 тыс. т продукции в год.
В это же время с советской научно-технической помощью началось сооружение вспомогательных цехов при комбинатах в Никаро и Пунта-Горда. Однако строительство двух последних объектов, как и комбината в Лас-Камариокас, оказалось приостановлено в связи с прекращением поставок оборудования после распада СССР.
С 1980 по 1991 г. экспорт никель-кобальтовой продукции с Кубы составил полмиллиона тонн. Три четверти его направлялось в Советский Союз и государства Восточной Европы. В свою очередь, Куба получала из социалистических стран почти все необходимые для никелевой индустрии ресурсы и оборудование.
Теперь экспорт никеля в нашу страну, доходивший до 30 тыс. т в год, практически сошел на нет. Потеря основного рынка сбыта привела к сокращению объема производимой продукции с 47 тыс. т в 1989 г. до 30 тыс. т в 1993 г. Куба вынуждена переориентировать свой экспорт на новые рынки: около 70% кубинского штейна сегодня поступает в Канаду, 20% - в Китай и 10% - в Западную Европу.
С начала 90-х годов в кубинскую никелевую промышленность устремился канадский капитал: стали, в частности, налаживаться деловые связи с компанией "Шеррит Гордон", приступившей к закупкам штейна на комбинате в Моа. В конце 1994 г. кубинская "Компания хенераль де никель" и канадская "Шеррит инкорпорейтед" подписали документы о создании трех совместных предприятий, в которых каждой из сторон принадлежит по 50% акций. Первое СП - "Моа никель" - получило от кубинского правительства концессию на эксплуатацию крупнейшего месторождения латеритовых руд с разведанными запасами в 62,3 млн. т и ряда других. Второе - "Кобальт рефайнери" - создано для эксплуатации рафинировочного завода в Форт-Саскачеван в провинции Альберта (Канада), работающего на кубинском сырье. Третье СП - "Интернэшнл кобальт" - занимается сбытом никеля и кобальта.
"Моа никель" планирует до 2000 года вложить в развитие производства 124 млн. долл. Это позволит почти удвоить производство продукции, повысить эффективность производства.
В кубинской горнорудной промышленности уже действуют 10 канадских компаний, которые внимательно присматриваются и к другим никелевым объектам. Горнообогатительные предприятия в Никаро и Пунта-Горда уже взаимодействуют с ними, в частности с фирмой "Инко лтд". В 1995 г. Канада почти втрое увеличила вывоз штейна с острова. Никель составляет сегодня две трети всего канадского импорта с Кубы, который достиг в 1995 г. 325 млн. долл.
Кубинский никель находится в поле зрения и других промышленно развитых государств. В 1995 г. австралийская "Вэстерн майнинг" подписала с кубинской "Коммершл Кариббиэн никель" протокол о намерениях, предусматривающий ее участие в создании пятого никелевого комбината на базе месторождения Пинарес-де-Майари. Стоимость проекта оценивается в 500 млн. долл.
В недалеком прошлом привязка кубинской сырьевой базы к высокорентабельной и конкурентоспособной никелевой отрасли России позволяла нашей стране доминировать на этом сегменте мирового рынка. Теперь позиции России значительно ослаблены.
Производство рафинированного никеля в мире в 1995 г. составило 912,2 тыс. т, из которых 200,3 тыс. т пришлись на Россию. Другими крупными производителями являются ЕС (149 тыс. т), Япония (135 тыс. т), Канада (121,5 тыс. т), Австралия и Океания (117,2 тыс. т). При этом лишь три страны - Россия, Канада и Австралия - производили его значительно больше, чем потребляли. Оба главных конкурента - Канада и Австралия - либо уже задействовали, либо готовятся задействовать кубинский сырьевой потенциал.
До сих пор России все еще удавалось сохранять более низкий по сравнению с конкурентами уровень материальных затрат на производство никеля. Так, в 1994 г. эти затраты в РАО "Норильский никель" составляли 3,25 тыс. долл. за тонну (при ценах мирового рынка около 8 тыс. долл.), а у австралийской "Вэстерн майнинг" и канадских фирм - 3,85 тыс. долл. Но после создания СП с кубинцами "Шеррит" сумела значительно снизить издержки. К этому же стремятся и австралийцы.
Автор - директор Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН.