ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 43 (394) | 17.06.97 |
КАКОВЫ перспективы европейской интеграции? Что будет представлять собой Европа ХХ1 века? Как будут складываться дальнейшие отношения между Россией и Западной Европой? В какой степени на пространстве бывшего СССР может быть использован интеграционный опыт ЕС? Эти и другие не менее важные вопросы находились в центре внимания состоявшейся 6-7 июня в Санкт-Петербурге международной конференции "Сорок лет Римским Договорам: Европейская интеграция и Россия".
Организаторами конференции выступили Петербургский государственный университет, ЕС в лице Представительства Европейской комиссии в Москве и российская Ассоциация европейских исследований (АЕВИС).
Подписанные 25 марта 1957 года в Риме Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) послужили долгосрочной программой интеграции европейских государств. Теперь европейская интеграция это реальность, в существовании которой мало кто осмелится сомневаться вслух. Европейский союз уже граничит с Россией на Севере (Финляндия), а через 5-10 лет вероятно и наша западная граница станет границей с ЕС. Сама же Россия строит долгосрочные партнерские отношения с Евросоюзом.
Между тем 40 лет назад Москва категорически не принимала интеграцию в Западной Европе и не верила в ее реальность. Об этом напомнил, открывая конференцию, заместитель директора Института Европы РАН Юрий Борко : "Самое главное в Римских Договорах - это их неосуществимость", заявили в 1957 году участники специально организованной в "Новом времени" дискуссии по данной теме. Однако даже в условиях жесткого политического контроля того времени прозвучало и альтернативное мнение: "Интеграция в Европе - объективная реальность". То было гражданским поступком в тех обстоятельствах.
Лишь в 1973 году в условиях начавшейся разрядки в одном из выступлений Брежнева прозвучала еще недавно крамольная мысль об объективном характере интеграции в Европе. Взаимное признание СЭВ и ЕЭС состоялось однако лишь после 1985 года при Горбачеве.
Несмотря на то, что в нынешнем климате отношений между Западом и Россией с обеих сторон есть неблагоприятные факторы (в России - разочарование отсутствием массированной поддержки извне начатых реформ, на Западе - тяжелое впечатление от повседневных нарушений Москвой прав человека и войны в Чечне), существуют важные факторы, определяющие приоритетный характер отношений Россия-Евросоюз. Среди них: высокая степень социальной и политической взаимозависимости, обоюдная заинтересованность в укреплении европейской безопасности, экономическая взаимодополняемость, наконец, многовековые исторические связи.
Каковы возможные сценарии развития российско-европейских отношений с учетом всех противоречивых обстоятельств ситуации в нынешней России? Как полагает Ю.Борко, теоретически они могут быть весьма различны: интеграция, союз, партнерство, "холодный мир", конфронтация. Понятно, что последний вариант - наихудший, а первый - нереальный. Остается партнерство как самый оптимальный вид отношений. В последние годы именно этот вид отношений начал складываться, получил договорное оформление в 1994 году в виде Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Однако реальным содержанием российско-европейскому партнерству предстоит наполниться лишь в последующие годы.
Юрий Шишков из ИМЭМО убедительно показал, что Западная Европа дала миру классический пример интеграции, который на сегодняшний день можно брать за эталон. Главный ее урок состоит в том, что она возможна лишь по достижении достаточно высокого уровня технико-экономического развития, когда в структуре производства стран-партнеров преобладает обрабатывающая промышленность, которая и диктует необходимость выхода на внешние рынки и активное участие в международном разделении труда.
Бывшим советским республикам пока не удалось в должной мере воспользоваться опытом интеграции в ЕС. Одна из причин - неоправданная убежденность в том, что в СНГ уже якобы есть большинство тех механизмов, которые в ЕС формировались десятилетиями.