ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 44 (395) 19.06.97

Сертификат соответствия не гарантирует полезности товара
Шамиль ГАНЦОВ, Иосиф ЛИФИЦ

     В ОГРОМНОМ потоке товаров, хлынувшем на российский рынок, существенную долю составляет не только поддельная продукция, но и нормальные, фирменные товары, тем не менее не соответствующие своем основному назначению. Их оказалось бы куда меньше, будь у нас суровее законы и подзаконные акты.

     Как известно, право покупателя на приобретение качественного и безопасного товара провозглашено федеральным Законом "О защите прав потребителей". Но если статья 7 этого закона, говорящая о праве потребителя на безопасность товара, более или менее работает благодаря обязательной сертификации потенциально опасных товаров, то статья 4 о качестве товара ощутимо пробуксовывает.

     К качеству товаров помимо требований безопасности может быть предъявлен целый комплекс других потребительских требований - функциональности, надежности, удобства пользования, эстетики, экономичности и т.д. Согласно статье 4 закона, продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору; при отсутствии в договоре условий о качестве продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

     Таким образом, из комплекса перечисленных требований следует особо выделить соответствие товара своему назначению, т.е. способность товара выполнять основную функцию. Ведь в законе функциональные требования рассматриваются как минимальные требования к качеству. Какие это требования? К примеру, для электромясорубки это степень измельчения продуктов и производительность, для часов - верность хода, для зимней обуви - теплозащитность, для минеральной воды - лечебное действие. По существу речь идет о полезности товара. Но даже и это очень скромное требование к качеству в статье 4 закона не имеет нормативного подкрепления. Дело в том, что функциональные требования (по терминологии международного стандарта - "функциональная пригодность товара") находятся за рамками обязательных требований к качеству продукции, установленных Законом РФ "О сертификации".

     Поэтому обязательная сертификация, проводимая с целью проверки соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, еще не может служить гарантией функциональной пригодности товара. Не случайно специалисты никогда не называют сертификаты соответствия сертификатами качества. Даже представители Госстандарта признают, что с разделением требований стандартов на обязательные и необязательные для госнадзора оказалась потерянной проблема качества, так как все, что связано с требованиями безопасности, это лишь небольшая часть качества.

     В результате сертификат соответствия у товара есть, а своему основному назначению он может не соответствовать, так как этого не требует закон. Правда, по мнению некоторых специалистов в области защиты прав потребителей, положение покупателя не столь безнадежно. С одной стороны, обостряющаяся на товарном рынке конкуренция со временем заставит изготовителей выполнять все требования потребителей. С другой - сам потребитель, "голосуя ногами" против бесполезного товара или возвращая его продавцу, пренебрегает прежде всего товарами с низкими потребительскими свойствами. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что только конкуренция сумеет заставить изготовителя выпускать изделия надлежащего качества и только с добровольной сертификации начнется сегодня выявление несоответствия товара функциональным требованиям. И все же в своем элементарном праве на функционально пригодный товар потребитель должен быть защищен не только, так сказать, снизу - конкуренцией, но и сверху - законами и подзаконными актами. Мы предлагаем: чтобы заработала статья 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", необходимо в Закон РФ "О стандартизации" внести изменение, направленное на включение в число обязательных требований к качеству продукции еще и функциональной пригодности.

     Сама практика, здравый смысл заставляют разработчиков правил сертификации в отдельных случаях предусматривать в программе сертификационных испытаний проверку функциональной пригодности конкретных видов продукции: эффективность действия товаров бытовой химии, пищевую ценность продуктов детского питания и т.д. Тенденция расширения рамок обязательной сертификации четко прослеживается в постановлении правительства от 1 июля 1996 г. за N769 "О перечне товаров текстильной и легкой промышленности, подлежащих обязательной сертификации". В нем предусматривается организация и проведение обязательной сертификации этих товаров не только по требованиям безопасности, но и по показателям качества, установленным государственными стандартами.

     Как известно, носителями информации об условиях и качестве в договоре купли-продажи являются маркировка товара, ярлыки, товаросопроводительная документация. В соответствии со статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" в них должны содержаться сведения об основных потребительских свойствах. Какие свойства следует считать основными, скажем, применительно к непродовольственным товарам? В подзаконных актах перечень этих свойств не регламентирован. А его можно и нужно установить подобно тому, как это сделано в Законе РФ "О стандартизации" в отношении групп обязательных требований.

     Независимо от назначения товара перечень основных потребительских свойств должен начинаться с набора функциональных свойств как основного условия качества.

     Авторы - профессора Московского государственного университета коммерции.


Информационная поддержка: фирма Руссика - Известия
Техническая поддержка: компания Урал Релком