ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ N 44 (395) | 19.06.97 |
ОКОНЧАНИЕМ "эпохи депозитарного романтизма" назвал один из профессиональных участников фондового рынка факт заключения Центробанком, Минфином и ФКЦБ соглашения о принципах регулирования рынка ценных бумаг, в том числе депозитарной деятельности. Как известно, разногласия в этой сфере служили одной из главных причин межведомственного раздора. Возможно, метафора стала бы более точной, если бы вместо слова "романтизм" было употреблено другое - "волюнтаризм", выражавшийся в полной несогласованности ведомственного нормотворчества.
Похоже, что эта эпоха действительно остается позади. Сейчас одновременно две рабочие группы занимаются разработкой новых стандартов депозитарной деятельности. Первая создана после подписания у А.Чубайса согласительного протокола и является официальным исполнителем поручения правительства. В ее состав входят представители Центробанка, Минфина и ФКЦБ.
Оценивая процесс совместной деятельности с прежними оппонентами, заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов отметил, что дискуссии проходят жарко, но по существу, поскольку "с политикой уже разобрались". По словам А.Козлова, участники группы отказались от некоторых стартовых установок своих ведомств, перестали фетишизировать термины и названия.
Первый результат работы группы - концепция принципов депозитарной деятельности - будет предъявлен к 1 июля. Более практический продукт совместного труда ведомств, а именно положение о депозитарной деятельности, появится до 1 сентября.
Буквально следом за созданием "сверху" официальной группы участники рынка проявили инициативу "снизу". В понедельник подписали соглашение о совместной реализации "программы неотложных действий, направленной на организацию единой системы депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг" два лидера отечественного депозитарного дела - Депозитарно-клиринговая компания (ДКК) и некоммерческое партнерство "Национальный депозитарный центр" (НДЦ). По этому поводу А.Козлов заметил, что подобный союз участников рынка достаточно символичен и являет собой как бы иллюстрацию согласия между конфликтовавшими недавно ведомствами: ДКК создавался под патронажем "старой" ФКЦБ, а учредителями НДЦ являются Банк России и ММВБ.
Правда, это уже не первая инициатива "снизу" по выработке депозитарных стандартов. Еще в мае ПАРТАД разработал поправки к двадцатому, "депозитарному" постановлению ФКЦБ. А в начале июня состоявшееся в Санкт-Петербурге годовое собрание ассоциации одобрило эту работу.
Но, по оценке президента ДКК Михаила Лелявского, документ, предложенный ПАРТАД, содержит лишь ряд самых общих, хотя и неоспоримых принципов, а "принципами клиента не обслужишь". Поэтому задачей союза ДКК-НДЦ руководители этих структур считают разработку конкретных унифицированных стандартов, родившихся "из реального опыта ведения операций на рынке, а не на основе умозрительных построений".
Участники союза самим фактом своего объединения разрушили один из стойких мифов. По словам директора НДЦ Галины Стародубцевой, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что стандарты и технологии депозитарного учета государственных и корпоративных бумаг не так уж сильно различаются.
Исходя из аксиомы, что рынок, а следовательно, и депозитарные стандарты должны быть едиными, руководители ДКК и НДЦ подчеркивают, что прежде всего речь должна идти о технологической совместимости систем. Что обеим сторонам и предстоит продемонстрировать на практике: не позднее 1 октября ДКК и НДЦ предполагают перейти к использованию совместимой программно-технической базы. Позже сотрудничество на основе унифицированных стандартов будет предложено региональным депозитарным организациям.
Свое особое мнение по поводу изменения стандартов депозитарной деятельности высказал не принимающий сейчас активного участия в нормотворчестве председатель правления "конкурирующей фирмы" - Депозитарно-расчетного союза и президент только что созданной Московской фондовой биржи Виктор Сахаров. Он считает, что сосредоточивать усилия ведомств и участников рынка стоит не на выработке чего-то нового, а на практической реализации уже существующих механизмов. К тому же, по его мнению, мировой опыт уже отработал основные схемы, которые нужно, не изобретая велосипеда, адаптировать к современным российским условиям. Впрочем, В.Сахаров не отметает возможности своего присоединения к группе разработчиков стандартов, "если только это не политическая заявка, а конкретная работа".
Участники соглашения - ДКК и НДЦ, очевидно, предвидя подобные подозрения, с самого начала заявляли, что их объединение не имеет ни политической, ни идеологической основы и преследует исключительно практические цели.
Определенные опасения вызывает лишь отсутствие координации между группами, параллельно работающими над близкими проблемами. В случае несовпадения конечного результата обязательными к исполнению будут являться стандарты, выработанные представителями ведомств, действующих по поручению правительства. Но обнадеживающим является сообщение А.Козлова о том, что, выработав к июлю концепцию, члены "официальной" рабочей группы предполагают обсудить ее с участниками рынка, которым предстоит "копаться руками" в предложенных депозитарных схемах.