ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 109 (24962) 14.06.97

Есть ли что крепче русского мата? Есть, считает Владимир ЖЕЛЬВИС, 15 лет изучающий ругань
Руслан АРМЕЕВ, "Известия".

     Владимир Ильич Жельвис - доктор филологических наук, профессор Ярославского педагогического университета (бывшего пединститута) свою докторскую диссертацию защищал на тему "Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира". Только что под названием "Поле брани" ее выпустил в свет московский научно-издательский центр "Ладомир" в серии "Русская потаенная литература". Так случилось, что один из первых экземпляров книги прежде автора попал в редакцию. Прочтя книгу, мы поняли, что без беседы с автором не обойтись. Приехав в столицу на очередной симпозиум, Владимир Ильич согласился встретиться.

     - Началось все с того, - говорит он, - что мне как психолингвисту показалось интересным разобраться в том, почему так получается, что в языке существует много слов, которые всем от мала до велика известны и которые в то же время как бы не существуют, - запрещены. Лет 15 назад я начал заниматься этим без всякой надежды на успех, хотя знал, что в мире мои коллеги-лингвисты давно и плодотворно "пашут и сеют" на этом поле. У нас же все было под строжайшим запретом, и я еще раз убедился, в какой пуританской, ханжеской стране мы живем. Издали знаменитый четырехтомный этимологический словарь Фасмера, - явно для специалистов, - но все нецензурные слова из него выкинули: "ни-з-з-з-я!" Более ста лет назад Афанасьев не смог напечатать в России собранные им "Заветные сказки" - они вышли в Швейцарии. Хотя списки вовсю ходили по рукам.

     - Но сейчас времена другие и, похоже, все разрешено - тому подтверждением ваша книжка.

     - Правда, еще недавно при обсуждении будущей диссертации у нас в институте выступила одна истеричная дама и заявила, что Чернобыль случился из-за таких псевдоученых как я. Вы знаете, спросила она возбужденно, что такое фаллос? Это мужской член! А он, - и показала в ярости на меня, - пишет про фаллос!.. Пришлось мне перейти на другую кафедру.

     - Правда ли, что мы в сквернословии впереди планеты всей и крепче, грязнее русского мата нигде ругательств не существует?

     - Глубокое и давнее заблуждение!.. Русский мат - бледная копия того, что есть, к примеру, в узбекском языке. В некоторых кавказских языках оскорбление, нанесенное словом, можно смыть только кровью. У древних евреев за особо резкую, грубую брань специальными законами полагалась смертная казнь.

     - Есть версия, что наш мат - это наследие монголо-татарского нашествия.

     - Эта версия малоубедительна, ее защитникам не хватает доказательств. Современные монголы, наоборот, полагают, что бытующие у них ругательства подобного типа заимствованы из. русской национальной культуры. Более или менее ясно одно: грязное, непристойное появилось из - да-да! - некогда святого, священного. Сокральное десакрализировалось. Менялись культы, религии, и прежние боги низвергались, прежние храмы осквернялись. Древние греки считали фаллос священным символом плодородия, амулеты фаллические вытачивали из дерева, дарили друг другу, и никому не приходило в голову связывать имя этого божества с оскорблением.

     Сквернословие имеет и положительные стороны.

     - ???

     - Да-да! Человек, которому вы наступили на мозоль, либо вас обругает, либо ударит. А тот, кто первым на свете обругал за это своего соплеменника вместо того, чтобы раскроить ему череп, заложил тем самым основы нашей цивилизации. Словесная агрессия заменяет агрессию физическую.

     Или говорят: выругался и облегчил душу. Разрядка эмоциональной напряженности, "выпуск пара" - одно из предназначений ругани. Экспериментально подтверждено, что у тех, кто обнаруживает тенденцию к резкой оценке ситуации, как правило, не повышается кровяное давление, или повышается меньше, чем у того, кто молчит и направляет эмоциональный взрыв внутрь. Следовательно, инвектива (так мы, лингвисты, называем бранную речь) объективно необходима.

     - Но все-таки, почему люди сквернословят? Ведь далеко не каждому матершиннику нужно выпустить пар.

     - О, тут причин тысяча!.. Вот некоторые из них: мужчине постоянно приходится доказывать, что он "настоящий мужчина". Легче всего в наши дни проявить свое бесстрашие можно нарушением различных табу, общественных норм - например, смачно выругаться. Что касается образованной и относительно культурной части населения, обращающейся к мату, то тут стремление представить себя "людьми без предрассудков". Мат, проникший на страницы художественных произведений, становится, как замечено одним из моих коллег, проявлением по преимуществу интеллигентским, реализующим элитарность культурной позиции через ее отрицание.

     - А подростки? Они, похоже, других слов, кроме матерных, не выучили.

     - В этом особенно сказывается деструктивная роль сквернословия. Стремясь самоутвердиться, поскорее интегрироваться в общество старших, - что характерно для периода становления личности, - молодой человек рискует навсегда потерять ориентиры, сбиться с пути, составив для себя ложную шкалу ценностей.

     - А вам самому приходится в жизни обращаться к ненормативной лексике?

     - Я очень мало ее употребляю и вообще-то не люблю, хотя и не скажу, что вовсе пренебрегаю. Разве что с досады позволяю выскочить несколько выразительным непечатным словам.

     - Непечатным? Да сейчас все "непечатные" слова уже напечатаны. И в вашей книжке их немало.

     - Ну, книжка-то моя в общем-то для специалистов - обычному читателю через ее ученый язык надо еще продраться. А вот в 1978 году в США Верховный суд признал семь слов наиболее непристойными. Американские газеты отказались опубликовать соответствующий список ввиду его крайней нецензурности. Так что видите, не все можно напечатать.

     - Выходит, Америка тоже пуританская страна?

     - Нет уж, этого никак не скажешь. Моя первая профессия - английский язык, я его давно изучаю и преподаю, и потому хорошо знаком с американской руганью: американцы сквернословят по-черному, похлеще нас. да и в других странах - в Германии грязных ругательств порядочно, во Франции поменьше, в Италии полно. А русские мало матерятся, если под матом понимать серьезные оскорбления. "Козел" - гораздо оскорбительнее, согласитесь. Хотя и это старо, вылезло из тюремной лексики. Знаете, какое страшное ругательство есть в уголовном мире? "Шахтер!" В зоне считается, что под землю спускаться порядочному вору позорно.

     - Существует мнение, что увеличению сквернословия в России способствовали годы сталинских репрессий, застой, да и сейчас все из рук валится - как не ругаться!

     - Когда люди изучают только одну культуру, их немного заносит. Вот так заносит и тех, кто изучает только русскую ругань. Я более полусотни языков с этой стороны проштудировал, и у меня такого впечатления не создалось. В благополучнейших странах брань расцветает пышным цветом. И мы в этом ряду не лучше и не хуже. В мире в целом становится все меньше различных табу.

     - То есть, бороться со сквернословием бессмысленно?

     - Сквернословие, действительно, никуда не денется. Как и с алкоголизмом, тут не стоит вопроса - бороться или нет. Полностью безалкогольным общество не станет никогда. И сквернословие надо по возможности ограничивать, не пускать на телеэкран, в прессу. Впрочем, я филолог и предпочитаю никаких практических советов не давать. Пока же взял под пристальное наблюдение наших политиков.

     - Хватает "материала"?

     - Предостаточно. Говорят, что генерал де Голль как-то гостил у Сталина, и хозяин спросил гостя: "А есть ли у вас во французском языке слова, соответствующие русским матерным?" - "Нет", - ответил де Голль. - "Тогда вам трудно управлять государством".

     Руслан АРМЕЕВ, "Известия".


Информационная поддержка: фирма Руссика - Известия
Техническая поддержка: компания Урал Релком