ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 110 (24963) | 17.06.97 |
Что сыграл Селезнев в Бресте
На Парламентском собрании Союза Беларусь-Россия пели новое-старое: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь..." Между прочим, в те века, когда империю сплачивала действительно Русь, никаких республик не было. А в 1922-м и позже советская пропаганда утверждала, что "республики свободные" сплотились в Союз добровольно, а не по указанию Руси. Недаром после Сталина гимн, содержавший и другие несуразности, долго существовал вообще без слов, а потом был "отредактирован". Ну а до развитого сталинизма СССР более двух десятилетий жил с другим гимном.
Брестские посиделки представителей Лукашенко с посланцами оппозиционного большинства российской Думы совершили символический шаг, показывающий, что они не просто за Союз, но за Союз сталинского толка. Вполне естественно горевать о распаде государства, бывшего нашей родиной. Законное право каждого - стремиться к новому Союзу. Но каким же надо быть твердолобым, чтобы тащить нас именно в такой союз, какой не выдержал испытания временем! Можно спорить, хорошо это или плохо, что СССР распался, почему распался и кто виноват, но нельзя спорить о факте: он распался. А игнорировать факт, выходит, можно. И эти люди именуют себя политиками...
Вдруг подтвердилось и то, что казалось лишь предположением тех, кого встревожили странности первоначального (мартовского) варианта Устава Союза. Напрашивалось подозрение, что российская оппозиция печется не столько о Союзе двух славянских народов, сколько о своем союзе с Лукашенко как способе обойти с тыла российского президента. Эти статьи проекта были изменены. Но вот в Бресте Селезнев добивается превращения более или менее декоративного Парламентского собрания в единый парламент, способный диктовать свою волю государственным органам двух стран. И это при лукашенковском невыборном "парламенте" и российской странновато выбранной Думе, где законность левого большинства оспаривается многими избирателями вплоть до обращения в Конституционный суд. Подозрения подтверждены: оппозиция пытается возвысить над союзными государствами те органы власти, в которых она сильнее.
Спикер Думы совершил в Бресте два шага, которые не имеют практических перспектив, поскольку могут быть блокированы и парламентом, и президентом, и Конституционным судом России. Зато они неизбежно вызовут и трения в высших органах Союза и России, и критику в его, Селезнева, адрес. Это шаги не только не полезны России, но и едва ли на руку КПРФ. Одно из двух: либо наш спикер - политик недальновидный, либо печется не об интересах своей партии (а тем более - своей страны).
Левая оппозиция никак не найдет свою игру после прошлогоднего поражения, ее лидер под огнем критики, самое время для конкурентов валить его. Большинству россиян безразлично, кто в КПРФ будет бригадиром. Но не безразличны судьбы России, Беларуси и Союза, который при таких интригах сразу становится и менее устойчивым, и непривлекательным для других стран СНГ. Если все это может становиться картой в мелкой игре мелких политиков - значит конструкция Союза пока ненадежна.