ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 111 (24964) | 18.06.97 |
СТАКАН ВОДЫ НА ОРБИТЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ СТОИТЬ 6 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ
На 18 июня на космодроме Байконур назначен крупнейший в космонавтике коммерческий старт. Российская ракета "Протон" должна вывести на орбиту сразу семь американских спутников связи "Иридиум". Хотя стоимость контракта с фирмой "Моторола" является коммерческой тайной, "Известия" располагают сведениями, что за этот старт Россия получит не менее 80 тысяч долларов. Для сравнения, тариф за недельный полет иностранца на наших кораблях составляет около 10 тысяч долларов.
Большегрузная ракета "Протон" ( изготовитель - ГКНПЦ имени Хруничева) является чуть ли не единственным нашим космическим аппаратом, характеристики которого, несмотря на все старания, не может повторить ни одна космическая держава. Очень долго конкуренты блокировали выход дешевого и надежного "Протона" на международный рынок. Только в 1997 году унизительные для России квоты были сняты. В этом году, помимо прочих стартов, запланировано 10 коммерческих запусков российского "тяжеловоза" "Протон".
Сверхприбыльный рынок коммерческих запусков оценивается в 1,5 миллиарда долларов ежегодно. Пока этот рынок контролируется европейским консорциумом "Арианспейс" - 60 процентов. До 1997 года остальную часть делили Китай и американские компании "Локхид Мартин" и "Макдоннел Дуглас". Стоимость выведения 1 килограмма груза на орбиту на американском "Шаттле" составляет 40 тысяч долларов. Таким образом, стакан воды на орбите обходится в 6 тысяч долларов. Российские ракеты дешевле американских и европейских на 20-30 процентов. Коэффициент надежности у "Протона", который эксплуатируется уже 30 лет, очень высок - 97 процентов. Это значительно выше, чем у китайских ракет, у которых одно преимущество перед всем миром - они баснословно дешевы.
Но надо признать, известные сложности российской космонавтики подмочили победную статистику "Протона". За последние два года случилось несколько аварий, которые были связаны в основном с разгонным блоком ( проще говоря, четвертая ступень). Этот блок делают на РКК "Энергия". Из-за аварий четвертой ступени были потеряны, например, спутник "Радуга" и марсианский аппарат "Фобос". Для успокоения американских партнеров неделю назад с Байконура был запущен "сырой", с точки зрения некоторых специалистов, разведывательный спутник, установленный на "Протон" с разгонным блоком ДМ2М. Старт был успешным - "Моторола" успокоилась.
"Протон" будет использован и при сборке международной космической станции "Альфа". Именно эта ракета в июне 1998 года поднимет в космос функционально-грузовой блок, с которого начнется строительство "Альфы". А в декабре 1998 года многострадальный служебный модуль, который Россия, срывая все международные обязательства, из-за отсутствия средств собрать никак не может.
Как сообщил "Известиям" заместитель директора Российского космического агентства Борис Остроумов, в последний месяц обещанное президентом РФ финансирование все же началось. Под вексельный кредит получены первые 800 миллионов рублей из необходимых на 1997 год 1,5 триллионов. Всего же вклад России в строительство станции оценивается в 35 процентов, доля США - 45-50 процентов. Но с цифрами неувязка. США за сборку "Альфы" готовятся заплатить 17,4 миллиарда долларов. Тогда доля России - 10,6 миллиардов. Но, очевидно, выделяется значительно меньше. И тогда мы не сможем претендовать на то, что в составе экипажа из семи человек трое будут наши.
Недавно в Токио прошел контрольный совет глав национальных космических агентств стран, участвующих в сооружении "Альфы". Утвержден новый, подогнанный под российские реалии график строительства. Согласован и первый экипаж, который отправится на станцию в январе 1999 года. В экипаже наш Сергей Крикалев и американец Уильям Шепард. С третьим членом возникли сложности - у Шепарда такой характер, что работать с ним по душе далеко не каждому. Анатолий Соловьев, к примеру, наотрез отказался. Согласился Сергей Гидзенко: "Мне все равно, с кем лететь, лишь бы поработать на станции".