ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 112 (24965) 19.06.97

КОМПРОМИССЫ И СОГЛАСОВАНИЯ ПОГУБЯТ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
Юлия ЛАТЫНИНА, "Известия"

     Сегодня, 19 июня, Государственная дума обсуждает в первом чтении проект Налогового кодекса. Как известно, парламентариям не хотелось утруждать себя его рассмотрением до летних каникул. Правительство настояло на своем, громко упрекая думцев в небрежении интересами Родины.

     Позиция правительства проста: без нового Налогового кодекса, обещающего значительное (на 72 триллиона рублей) облегчение налогового бремени, невозможно принять бездефицитный бюджет-98, необходимый российской экономике, как дождь иссушенному полю.

     Обсуждение начинается при неблагоприятных знамениях: бюджетный комитет Госдумы предложил парламентариям отклонить новый кодекс, приняв взамен блок законов, которые обеспечат условия для разработки федерального бюджета на 1998 год.

     "Совершенно надуманные предлоги", - отозвался о замечаниях бюджетного комитета зам. министра финансов, главный разработчик кодекса Сергей Шаталов. "Кодекс отклонен по смехотворным поводам. Истинные причины не имеют никакого отношения к его содержанию", - заметил член комитета по бюджету Алексей Головков. Главной из них, помимо хронической оппозиции коммунистов, можно считать устремления "Яблока", желающего представить Думе свой собственный Налоговый кодекс и получить деньги на его разработку.

     Естественно, само "Яблоко" такой точки зрения не разделяет. "По правительственной оценке налоговое бремя в России составляет 35 процентов", - сказала "Известиям" Оксана Дмитриева, один из убежденных противников кодекса. 35 процентов - это цифра, недалекая от оптимума, и если считать ее правильной, то виноватыми оказываются уклоняющиеся от налогов предприятия. "Между тем даже сейчас собираемые налоги составляют 30 процентов ВВП, и если бы они поступали в казну полностью, эта цифра возросла бы до 60 процентов", - говорит Дмитриева. Впрочем, согласно проекту бюджета-98 федеральные доходы (налоги плюс другое) составят 15 процентов ВВП. При таких условиях предусмотренное кодексом увеличение репрессий вызовет обратный эффект: налогов больше не станет, а вот государство развалится совершенно.

     "Налоговый кодекс никак не связан с Гражданским, - заметил "Известиям" разработчик альтернативного кодекса Иван Грачев. - Это значит, что налогоплательщик не сможет апеллировать к правосудию для защиты своих прав. Кодекс позволяет списывать без суда не только налоги, но и штрафы - это более чем сомнительное отношение к собственности. Наконец, сейчас региональные налоги собираются много лучше, чем федеральные. В регионах просто дают указания: "Мой налог собирай, а федеральный, как хочешь". Единственный выход - делить каждый налог пополам: 50 процентов региону, 50 - центру".

     "Сейчас у правительства такой настрой: кто против Налогового кодекса, тот враг народа, - продолжал г-н Грачев. - Но я могу сказать и наоборот: кодекс настолько плох, что тот, кто его проталкивает, враг народа".

     Впрочем, решающую роль в судьбе кодекса сыграют не идейные разногласия, а интересы банкиров, нефтяников и губернаторов.

     Вероятно, больше всех в непринятии кодекса заинтересованы банки, в отношении которых наша налоговая система до сей поры проявляла завидное благодушие. За первый квартал 1997 года, по данным Госналогслужбы, банки выплатили в бюджет всего 4 триллиона рублей (из собранных 45 триллионов). Это, кстати, на триллион меньше, чем за 1-й квартал далекого 1994-го года, что бесспорно свидетельствует о возросшем мастерстве бухгалтеров. Перекрывая банкам лазейки, кодекс намерен облагать налогом либо прибыль, либо активы банка - в зависимости от того, какая величина больше. Прибыли, спрятать легко, активы - труднее, и совсем уж трудно спрятать такой актив, как недвижимость. Последнее прямо бьет по крупнейшим банкам, настроившим мраморных хором в центре столицы. "Банки дали отмашку - голосовать против", - заметил один из собеседников "Известий".

     В беседе с "Известиями" Сергей Шаталов выразил убеждение, что "углеводородное" лобби одобрит кодекс. "Мы советовались со многими компаниями, и, по взаимным подсчетам, их налоговое бремя облегчается", - отметил автор кодекса. Возможно, эта позиция чересчур оптимистична, номинально налоги действительно становятся ниже, но зато затыкается масса дырок в существующем законодательстве, превращающих нефтяников из главной опоры в главного троянского коня бюджета.

     Чтобы привлечь на свою сторону губернаторов, правительство пошло на серьезнейшие уступки: регионам возвращают те 25% НДС, которые первоначально забирались на федеральный уровень. Возможно, губернаторы сумеют отстоять самый злокозненный и самый неукоснительно собираемый из российских налогов - 2,5 процентов выручки, поступающих в дорожный фонд. В результате схожего с капитуляцией компромисса губернаторы в целом одобрили кодекс, а четыре региона - Карелия, Ханты-Мансийский АО, Орловская и Волгоградская области заявили, что готовы следовать оному, не дожидаясь одобрения парламента.

     Торги по Налоговому кодексу уже начались: правительство стращает коммунистов их роспуском Думы и "яблочным" Налоговым кодексом (устрашенный этой перспективой, зампред комитета по бюджету Юрий Воронин уже призвал товарищей по партии поддержать правительство). "Яблоко" всякий сучок в кодексе именует бревном. Лоббисты выдают борьбу против отмены льгот за борьбу против налогового гнета. И самый вероятный исход великого парламентского аукциона будет и самым печальным: кодекс отправят в согласительную комиссию, где существующие недостатки будут заменены катастрофическими уступками.


Информационная поддержка: фирма Руссика - Известия
Техническая поддержка: компания Урал Релком