ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 112 (24965) | 19.06.97 |
В четвертьвековой юбилей самого крупного за всю историю Америки скандала, двое из его действующих лиц признались, что ими руководила идея свержения диктатуры Фиделя Кастро на Кубе.
Напомним, о чем идет речь. Рано утром 17 июня 1973 года - в разгар избирательной кампании в США - в вашингтонский отель "Уотергейт", где располагалась штаб-квартира демократической партии, проникли таинственные взломщики. Вовремя подоспевшая полиция застала их как раз в тот момент, когда они пытались установить в помещении подслушивающие устройства. Под давлением демократов власти вынуждены были провести расследование. От "Уотергейта" нити протянулись к руководителям предвыборной кампании республиканцев. В результате были осуждены семь человек, из них пятеро, непосредственно участвовавшие во взломе. Но главным итогом "уотергейтского скандала" стала досрочная отставка в августе того же года президента Ричарда Никсона.
И вот теперь, 25 лет спустя, двое из пятерых взломщиков, американские граждане кубинского происхождения признаются, что они согласились участвовать в этой операции лишь потому, что надеялись на помощь американских властей в борьбе против режима Фиделя Кастро.
"Я знал, что делаю,- говорит Роландо Мартинес, 75 лет в интервью выходящей во Флориде испаноязычной газете "Нуэво Херальд".- Туда нас привела идея свержения Кастро".
"Мы пошли на этот шаг, поскольку верили, что в обмен правительство поможет нам бороться за свободу на Кубе",- вторит ему Бернард Баркер, которому исполнилось 80 лет.
И Мартинес и Баркер были признаны виновными, но как рядовые исполнители, были осуждены лишь на 13 и 15 месяцев тюремного заключения.
Их задачей, рассказывает Мартинес, было проверить путем прослушивания информацию ЦРУ о том, что кандидат демократов на пост президента Джордж Макговерн получал денежные пожертвования на свою избирательную кампанию от Кастро, а также от вьетнамского лидера Хо Ши Мина. Мартинес и поныне считает, что эта версия была абсолютно верной, ибо, по его словам, Макговерн в том году "собирался ехать на Кубу, чтобы участвовать в соревнованиях по баскетболу".
За десятилетие до "уотергейтского дела" кубинские эмигранты могли быть замешанными и в самом громком политическом убийстве Америки - президента Джона Кеннеди. Однако подтверждения "кубинская линия" не получила.
Вряд ли откровения кубинских эмигрантов выставят в новом свете и "уотергейтское дело". По свидетельству корреспондента Ассошиэйтед пресс сейчас в Вашингтоне мало кто помнит обо всех подробностях этого скандала. "Прошло четверть века,- говорит журналисту один из опрошенных на улице,- но никто и никогда не получит главных улик". Редкие туристы интересуются комплексом "Уотергейт", однако внутрь помещения охранник никого не пускает. "Здесь обычные офисы,- объясняет он.- Смотреть абсолютно нечего".
И лишь герои скандала по-прежнему переживают все его перипетии. "Я никогда не считал и не считаю себя преступником",- говорит Роландо Мартинес. "Уотергейт" не изменил моей жизни,- уверяет Бернард Бейкер.- Я ни о чем не жалею, и если бы потребовалось, я бы все повторил снова".