ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 112 (24965) | 19.06.97 |
Ноев ковчег
Пляска страуса, когда он крутится-вертится от избытка чувств, очень напоминает вальсирующую даму - длинная шея, длинные ноги, пышные перья. Разве что у дам они на шляпах, а у страуса наоборот.
Вообще, в этой птичке, какого бы пола она ни была, есть что-то сугубо женское и помимо любви к танцам: любопытство, боязливость и другие качества. В частности - любовь к парфюмерии.
В юго-западной Эфиопии, в саванне глухой провинции, в лагере российской орнитологической экспедиции стало пропадать туалетное мыло. Причем, не только свежераспечатанные куски, но и обмылки.
Наши хозяйственники знают, что на обмылки обычно никто не зарится, поэтому в общественных умывальнях кладут маленькие кусочки для условного намыливания. И их не крадут.
А тут - исчезают.
- Подозревать кого-то из коллег в этом грехе бессмысленно, - рассказал известный российский орнитолог Владлен Егорович Фомин, - в долгой научной экспедиции еще могут с тоски нарушить седьмую заповедь - "не прелюбодействуй", но восьмую - "не укради" - никогда!
Саванна не мегаполис, тут вор не растворится и его обнаружили легко: мыло крал страус. Точнее - годовалая страусиха Машка. Молодая пышноперая страусиха и туалетное мыло - тут вроде и нет особой нелепости. Во всяком случае - для Диснея.
Но она его ела!
Это, должен заметить, вообще характерно для страусов. Они, как метко выразился великий Альфред Брэм, "одержимы манией схватывать все, что не пришито или не прибито гвоздем. При вскрытии одного страуса в его желудке нашли: песок, паклю, тряпки, куски железа, монеты, медный шарнир, ключи, гвозди, пуговицы и кремни - общим весом 4228 граммов". Но, конечно, с нашим приездом меню, в частности у Машки, заметно облагородилось. Она уже могла бы презрительно заявлять непримкнувшим к научным экспедициям сородичам: "Послушайте, эй! Как вы можете есть всякую дрянь? Мыло - вот достойный продукт в любые дни. Изменим жизнь к лучшему!"
Его Машка действительно обожала. Когда попадался большой кусок, мы втихаря наблюдали как бугорок плавно скользит в ее длинной шее - все ниже, ниже. Упал.
Тут можно чуть-чуть отвлечься, поскольку у людей также появляется эпизодическая необходимость поедания мыла. Так, гражданин Л. был задержан за рулем в несколько подвыпившем состоянии и доставлен в отделение, где собирались измерить его хмельное дыхание с помощью общеизвестной трубочки. Но Л. попросился в туалет и, конечно же, обнаружил там кусок коричневого хозяйственного мыла, которое тут же сгрыз. Правда, как он позже рассказал, без всякого удовольствия. "Не зря нас учили, что щелочь нейтрализует алкоголь, - с восторгом вспоминает он, - эта их трубочка ничего не показала. А вот опер посинел от огорчения".
- Мыло мылом, - продолжил эту мыльную оперу Фомин, - но Машка и в обычной еде понимала толк и сразу определила, что наша кухня лучше эфиопской и заявлялась к нам к завтраку, обеду и ужину. Минута в минуту. Часы в этой африканской головке были швейцарские. Приходит и доверительно глядит в глаза простым и нежным взором. Как тут откажешь?
нам пекли такие маленькие булочки вместо хлеба, ей они тоже очень нравились.
В принципе, она могла бы поставлять взамен, по бартеру, свежие яйца - одно страусиное эквивалентно дюжине куриных. Но Машка была несовершеннолетняя птичка, поэтому мы отпускали ей продукты в долг, пока она не станет, так сказать, Марией.
А сейчас она исполняла функции сторожа на общественных началах. Тут у нее был прямой личный интерес: участок, где такая плантация мыла, должен быть охраняем. А то порой шастают совершенно посторонние люди. И действительно, через наш лагерь транзитом в центр провинции часто совершали вояжи жители маленькой деревушки Ануаки. Машка великолепно различала кто есть кто, причем наших лагерных эфиопов держала за своих. Но пришлых!? Она загоняла их в заросли слоновой травы, норовила клюнуть или лягнуть. У страусов, даже у дам, очень мощные ноги, могут лягнуть не хуже лошади.
- Но кого-то из вас персонально она все-таки выделяла?
- Выделяла. но по самому распространенному во всей мировой фауне, включая человека, признаку - кто больше и лучше кормит.
* * *
Когда экспедиция закончила работу и сворачивала лагерь, Машку решили забрать с собой и пытались усадить в грузовик. Но она категорически отказалась ехать, решив, что саванну, где растет мыло покидать просто глупо. И по-своему, по-страусиному разумению она совершенно права.
Наверное по-своему прав и великий Брэм, который считает, что страус самая глупая птица.
Но он вполне мог не учесть, что длительное потребление по утрам мыла, возможно, повышает страусиный интеллект.