ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 113 (24966) | 20.06.97 |
Одной из самой больших сенсаций аэрокосмического салона в Ле Бурже стал контракт между российскими государственными компаниями "Росвооружение", Таганрогским авиационно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Бериева и израильской фирмой Elta о совместном производстве самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРО) А-50, российского аналога знаменитого АВАКСа. Это первая и пока единственная в истории взаимоотношения двух стран сделка по созданию военной техники и оружия.
Подписанию этого контракта, как стало известно нашей газете, предшествовала долгая и очень сложная работа. Противников у него было множество, как за рубежом, так и внутри России, в том числе и в правительстве и в администрации президента. Главный довод доморощенных сопротивленцев был в том, что "мы заработаем с Израилем копейку, а арабским оружейном рынке потеряем миллионы долларов". Потребовались титанические усилия генерального конструктора ТАНТК имени Бериева Геннадия Панатова и заместителя гендиректора "Росвооружения" Олега Сидоренко, чтобы преодолеть этот барьер.
После соответствующего указа президента и постановления правительства это и произошло в Ле Бурже.
О содержании контракта пока известно очень мало. Только то, что 90 процентов работы по самолету выполнит ТАНТК Бериева, разработчик самолета А-50, а 10 процентов его оборудования, точнее комплекс бортового радиолокационного оборудования станет поставлять Израиль. Известно так же, что "общий самолет" будут делать не для российской и израильской армии, а для поставок в "третьи страны".
Какие это страны, в указе президента не уточняется. Нет там и ограничений на поставку ДЛРО на Ближний Восток. Но по имеющейся у нас информации, вряд ли такие самолеты могут в ближайшее время появиться в Сирии, Ираке или Иране, хотя помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Борис Кузык и заявил, что "не исключает возможности поставки этих оборонительных систем и в арабские страны". Скорее всего А-50 пойдут на экспорт в Китай, Индию и другие государства, которые способны выложить за них круглую сумму, измеряемую не одной сотней миллионов долларов за машину.
На Таганрогском заводе корреспонденту "Известий" заявили, что они их дело - создавать самолеты, а экспортной политикой будет заниматься "Росвооружение", которому они здесь всецело доверяют.
Эксперты в области торговли оружием утверждают, что контрактом по А-50 российско-израильское военно-техническое сотрудничество, видимо, не ограничится. По мнению генерального конструктора ВПК МАПО Михаила Вальденберга, Израиль способен выйти на мировые рынки с предложением модернизации российского истребителя МиГ-29. Есть у них проект и модернизации истребителя МиГ-21...
"29-х" за рубежами России около тысячи штук в 23 странах мира, еще больше там "21-х". Для российской авиационной промышленности, в первую очередь нижегородского завода "Сокол" и подмосковного завода в Луховицах было бы нелепо упустить возможность поучаствовать в столь перспективных совместных проектах. Тем более, что у России есть свои наработки модернизации этих машин, а на авиапредприятиях Израиля трудится "сплошь наш народ", как пел об этом Высоцкий, - выпускники авиационных институтов СНГ, специалисты советской "оборонки".