ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 113 (24966) | 20.06.97 |
Большинство соотечественников, с интересом относящихся к искусству кино, даже не подозревало, что одновременно с "Кинотавром" фестиваль, не похожий на сочинский, проходил и в Москве. При поддержке Института "Открытое общество". Семь июньских дней в седьмом зале Киноцентра, заполненном, несмотря на духоту, где зрители порой садились на пол, ложились на сцену - лишь бы посмотреть кино. Вход свободный. Назывался "Сине Фантом".
Этому понятию, связанному с так называемым параллельным кино, уже 12 лет, и нынешний фестиваль считают третьим, имея в виду, что самый первый, в 1987 году фактически подпольно провел главный идеолог движения Игорь Алейников, погибший в авиакатастрофе три года назад. 35- и 16-миллиметровые ленты, на час и на четыре минуты. Есть работы, отмеченные главной наградой фестиваля в Римини и специальным призом Нью-Йоркской киноакадемии. 18 программ (7 из них составят специальный показ на Московском международном кинофестивале), как надеются сами параллельщики, подводят некий промежуточный итог их движению.
- Мы не конкурируем с "Кинотавром", у нас если хотите иная акустика, иная оптика,- пояснил возглавлявший оргкомитет фестиваля Глеб Алейников.- Режиссеры напрямую участвуют в обсуждении картин, ибо живое общение с каждым зрителем возведено в "Сине Фантом" в форму художественного объекта. Мы доказываем, что и в 1997 году в России можно снимать фильмы, если грамотно отнестись к их бюджету, к формированию группы.
Были и призы, не похожие на награды других фестивалей. Дизайнеры "Сине Фантом" соорудили огромный декоративный букет - ножницами с него срезали очередную гроздь и вручали лауреату. Слово "лауреат" легко можно заменить на "участник", ибо без приза не остался никто, только за три фильма автор получал три грозди, а за один - одну. Конвертов с купюрами не было, но все определенно чувствовали себя счастливыми.