ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 113 (24966) | 20.06.97 |
14 июня во вкладке "Известия-Культура" появилась заметка "МХАТ собирается побазарить за полмиллиарда рублей". Речь шла о празднике под названием "Славянский базар", который будет отмечаться во МХАТе имени Чехова с 21 по 23 июня. На его проведение театр попросил 500 миллионов бюджетных рублей. "Известия" предположили, что это чересчур.
Худрук чеховского МХАТа О.Н.Ефремов не согласился с подобным предположением и прислал в редакцию нижеследующее письмо. Кроме того, на словах представители МХАТа заявили, что если это послание не будет опубликовано, "Славянский базар", скорее всего, придется отменить. Поскольку денег на него уже точно не дадут. Наверное, столь лестная оценка влиятельности прессы - тоже из разряда "чересчур". Тем не менее, "Известия" хотели лишь высказать свою точку зрения, а никак не лишить кого бы то ни было запланированного праздника.
Только что прочитал в "Известиях" сообщение, озаглавленное "МХАТ собирается побазарить за полмиллиарда рублей". Не могу сказать, чтоб оно меня поразило (давно ничему не поражаюсь). Оно меня огорчило - за газету, за нашу молодую театральную критику, которая таким образом пытается войти в жизнь. Было бы с моей стороны неловко объяснять, что такое встреча в "Славянском базаре" и что она породила в мировом искусстве XX века. Назвать это "столетием встречи в ресторане" для невежественного человека, может, и забавно, но для дипломированного театроведа, мне кажется, позорно.
Ничего не собираюсь объяснять и не собираюсь спорить. То, что в Москву съезжаются крупнейшие люди русской и мировой сцены обсудить итоги театра уходящего века - все само по себе объясняет. Я о другом. Газета может осмеивать все что угодно, писать о любом событии в любом стиле - ваше, как говорится, право, за то боролись. Единственное, чего серьезная газета не может делать - сообщать читателям ложные факты.
Итак, факты. "Славянский базар" - не праздник чеховского или горьковского МХАТ, это одно из поворотных событий в истории русского искусства, и поэтому конференцию и все остальные мероприятия проводит не МХАТ им.Чехова, а вместе с нами Министерство культуры, Правительство Москвы, Конфедерация театральных союзов. Никто не собирается жировать на бюджетные деньги - их пока еще не дали и их хватит лишь на то, чтоб встретить и расселить гостей. Ни о каких "застольных радостях" и речи нет. Корреспондент далее сообщает, что люди собираются возложить цветы на могилы основателей и посетить Любимовку. Зачем едут в Любимовку не сказано, но из контекста ясно, что там-то, вероятно, и будут "застольные радости". Цветы собираемся возложить, это точно. А для Любимовки цвет нашего московского студенчества готовит специальную программу, представляющую нынешнюю театральную Россию. То, что им помогает Петр Фоменко, залог серьезности и основательности дела. Это все называется "выезд автобусами в Любимовку"?
Фонд Станиславского не существует при МХАТ, как сообщает корреспондент. Он не имеет к МХАТ никакого отношения, а также ничего не зарабатывает. Это благотворительная организация, которая пытается сейчас восстанавливать Любимовку на деньги спонсоров. Можно над этим издеваться?
И, наконец, последнее. Корреспондент уверен, что столетие МХАТ это праздник самого МХАТ да чиновников, для которых это "дело святое". Чиновники, то есть люди, которые нам помогают, это очень часто те же филологи или театроведы, доктора и кандидаты наук, окончившие Московский Университет или тот же ГИТИС, что и корреспондент газеты. Их отделяет от Е.Ямпольской не образовательный ценз, и не отсутствие чувства юмора. Тут дело, по-моему, идет об отсутствии профессиональной совести у критика, отвечающего за театр" в самой респектабельной газете России. Вот об этом стоит подумать и, может быть, поговорить в следующее воскресенье на "Славянском базаре", куда я Вас и приглашаю.
Не сомневаюсь, что "Известия" дадут читателю возможность ознакомиться с моей точкой зрения, опубликовав это письмо в редакцию.
С уважением
О.Н.Ефремов