ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 113 (24966) | 20.06.97 |
Глеб Панфилов завершает на "Ленфильме" съемки фильма "Романовы - венценосная семья".
Время действия - от марта 17-го до екатеринбургского расстрела летом 18-го. Трагическая история последнего года жизни семьи последнего русского царя воссоздается с максимальной, невероятной для сегодняшнего дня тщательностью. По сохранившимся фотографиям 1927 года реконструированы интерьеры Александровского дворца в Пушкине, где жил Николай с семьей. Часть интерьеров снимали в анфиладах Елагина дворца. В Финляндии по так же сохранившимся чертежам построен царский поезд: бронза, хрусталь, штофные обои, атласная обивка, ковры, музейная ореховая мебель.
Николая играет известный петербургский актер и режиссер Александр Галибин, Александру Федоровну - 48-летняя английская актриса Линда Беллингем, театральная и телезвезда. Цесаревич - московский школьник, зовут Володей. Великие княжны - начинающие актрисы, очень похожие. Татьяну играет получившая известность в фильмах совсем иного толка Ксения Качалина. Доктор Боткин - Эрнст Романов, доктор Федоров - Олег Басилашвили. Басилашвили достался эпизод редкого драматизма - Федоров сообщает Николаю о том, что цесаревичу не суждена долгая жизнь, потому император подписывает отречение в пользу не сына, а брата. Яковлев, сопровождающий царскую семью в Екатеринбург, - Игорь Скляр. Полковник Кобылинский, охранявший арестованных Николая, Александру и детей, - Владимир Конкин. Пьер Жильяр, воспитатель Алексея, - Андрей Харитонов.Панфилов соединяет в одних сценах профессионалов - например, Игоря Дмитриева (министр двора Фредерикс) и, скажем, директора музейного комплекса в Пушкине Ивана Саутова, приглашенного сыграть одного из генералов.
Осталось доснять пару летних сцен, и осенью работа должна быть завершена, так что, по всей видимости, можно будет увидеть фильм до Канна-98, куда он, вероятнее всего, поедет.
Панфилов взялся за эту работу, будто "то в вышнем суждено совете". В самом первом его фильме "В огне брода нет" был такой эпизод: санитар Фокин с комиссаром Евстрюковым обсуждают сообщение в "Известиях" о расстреле царя. После нескольких картин о современных ему днях Панфилов обращается к горьковской "Матери" - это 1901-1902 годы, тут и император, и Ленин; к "Вассе" - 1913-й. Наконец - возврат к времени действия "В огне брода нет". Тема, там едва тронутая, сейчас стала главной.
Надо сказать, что на тему эту кто и как только не упражнялся. Однако Панфилову, кажется, до того и дела нет. С величайшей, можно сказать, висконтиевской тщательностью он снимает висконтиевской же красоты (судя по виденному мною материалу) картину-монографию.
- Глеб Анатольевич, показывать историю страны через историю семьи - классический для литературы, в том числе и русской (начиная с "Капитанской дочки") прием. Однако фильм называется не, скажем, "Романовы - история семьи", а "Романовы - венценосная семья". Что означает такой акцент?
- То, что значит это слово - "венценосная". Для меня оно лишено священного смысла, просто мне важно, что это первая семья России.
- Однако династия Романовых знает куда более ярких, талантливых представителей, значительно сильнее повлиявших на историю, например, Петра I или Александра II.
- Когда человек не обладает видимыми талантами, о нем говорят - зауряден. Николай был таким. Но, отказавшись от престола, он проявился как великая личность, и, пройдя свой крестный путь, продемонстрировал совершенно незаурядные человеческие качества: волю, стойкость, стоицизм даже.
- Но основной довод противников канонизации Николая, заседающих в комиссии по канонизации Московской патриархии, - как раз то, что он отрекся от помазания Божия.
- Я понимаю, что ему инкриминируется, но при всем понимании позиции Русской Православной Церкви, не могу с ней согласиться. На мой взгляд, отрекаясь, он совершает не грех, а подвиг. Когда Николай узнал, что его ближайшие соратники - командующие фронтами, в том числе начальник Главного штаба генерал Алексеев, за его отречение, он не стал рубить головы, как сделал бы Иван или тот же Петр, нет, он самоустранился. Если ближайшее окружение считает, что ты плох, что ради спасения России ты должен уйти, согласиться с ними - это порядочно.
- Сейчас не только в церкви, но и в обществе существуют две прямопротивоположные точки зрения на фигуру последнего царя. Одни ставят ему в вину Ходынку, расстрел 1905 года, Распутина, бездарную войну.
- Смотря какую. Если речь идет о русско-японской войне, я согласен со словом "бездарная", а если речь о войне 14-го года, то она трагическая, но не бездарная.
- Так или иначе по отношению к Николаю люди делятся на два лагеря: для одних он слабый и бездарный политик, сделавший крушение империи и революцию неизбежными; для другмх - символ России, которую мы потеряли.
- На мой взгляд, это не было неизбежно. Случившееся - результат трагического непонимания Николаем исторической ситуации, в которой он оказался. Умнейший Витте уговаривал Николая дать России конституцию, сделать монархию конституционной по образцу Западной Европы. А Николай издал манифест 17 октября - усеченный, слабый.
Была ли возможность избежать революции? Думаю, была. Если бы он дал конституцию, он сохранил бы династию, Россия стала бы буржуазно-демократической страной. А в войне 14-го года мы победили бы вместе с союзниками.
- Откуда вы знаете, что "так оно и было"?
- А вот знаю. Прежде всего сюда входит знание каких-то общих вещей. Мы все читаем одну и ту же историю, пользуемся одними и теми же документами. И есть еще нечто, что составляет личное представление автора, его понимание, личный опыт, личную интуицию. Естественно, не все удается сделать в полном соответствии с этим внутренним знанием.
- Делая историческую картину, что вы думаете о России сегодняшней?
- Естественный, органичный путь эволюционного развития России был прерван в 17-м году известным способом. И сейчас мы пытаемся продолжить его, но из того положения, в котором оказались к началу этой попытки, к году 91-му. Это трудно, мучительно, порой невыносимо, но другого пути нет.