ТЕМА
Скрипка Паганини - Intel inside?
Электронная музыка... От повседневного употребления понятие стерлось,
и точного определения никто не знает. Или все понимают по-своему. Это только
компьютер, без использования "живых" инструментов? Это то, что
крутят на дискотеках? Или это эксперименты со звуком? В конце концов, что
же это такое?!
Поводом и возможностью задать эти вопросы явился концерт этой самой
электронной музыки, который состоялся в рамках фестиваля современного искусства
"Русский сезон - 97" в Доме актера 19 марта. К кому еще обратиться
за разъяснениями, как не к профессионалам в этой области? Рассказывает
Татьяна Викторовна КОМАРОВА, заведующая Студией электроакустической музыки
Уральской консерватории.
- В чью светлую голову пришла мысль провести день электронной
музыки?
- Мы давно мечтали провести подобную акцию, и когда Константин Невлер
предложил нам провести день электронной музыки в рамках фестиваля современного
искусства "Русский сезон - 97", мы с радостью согласились. Организацией
этого концерта занимались практически мы вдвоем с Владимиром, без его помощи
у меня одной врядли что-нибудь получилось. Центр электроакустической музыки
предоставил звуковую аппаратуру и частично свет, также центр взял на себя
техническое обеспечение. На мои плечи легли в основном организационные
мероприятия. Свой блок программы подготовил также "Термен-центр"
из Москвы. К сожалению, из-за некоторых несостыковок с организаторами фестиваля
непосвященные не совсем поняли суть концерта. Ведь мы занимаемся не чисто
электронной музыкой, как было заявлено в афишах, это слишком широкое понятие,
а только ее разделом - электроакустической музыкой.
- Электронная музыка, электроакустическая музыка, это все новые
понятия, что они означают, есть ли у них четкие определения и границы?
- Эти понятия сейчас складываются. Мы ведем на нашей кафедре еще и
научную работу, и я написала работу на эту тему: что есть электронная музыка,
что есть электроакустическая музыка. Понятие "электронная" музыка
возникло в пятидесятые годы в Германии, когда открылись студии, в которых
работали Штокхаузен и его коллеги, как определение направления ветви академической
музыки, которая занимается экспериментами в этой области. Другое дело,
как потом она начала развиваться.
Направление было быстро подхвачено шоу-индустрией, и в процессе своего
развития этот термин, во всяком случае, на бытовом уровне, подменился,
и в настоящий момент основная масса публики под определением электронная
музыка понимает электронную популярную музыку, а это совсем не одно и то
же. Поэтому несколько лет назад, особенно на Западе, шли долгие дискуссии
о том, что такое электронная музыка и какую часть в ней занимает экспериментальный
пласт, где отрабатывается инструментарий к электронной музыке, какова специфика,
отличительные черты и соотношение традиционной, электронной и электронно-популярной
музыки. И в конце восьмидесятых постепенно стал всплывать другой термин
- электроакустическая музыка. Слово было найдено. И основное направление
творческой работы нашей студии - это электроакустическая музыка.
Уточнение термина идет до сих пор, так как, во-первых, это направление
находится в развитии, а во-вторых, существует много перекрещиваний с тем,
что происходит в электронно-популярной музыке. С другой стороны, использование
нами нового подхода, нового инструментария, в том числе компьютера, ставит
нас в особое положение, и академическая музыка от нас решительно отказывается,
хотя я считаю, что мы выросли именно из нее.
- То есть вы больше относите себя к электронно-популярной музыке?
- Тут надо очень осторожно подходить, нельзя проводить очень резкую
грань, отсекать - вы такие, а мы не такие. На самом деле все очень тонко
переливается, но некоторые вещи нужно точно определять, чтобы и публике,
и нам самим было понятно, куда мы идем. Был выделен ряд критериев, которые
определяют специфику электроакустической музыки. Один из критериев - это
то, что традиционная музыка работает с готовыми тембрами и инструментами,
а в электроакустической музыке композитор должен и обязан сам себе этот
инструментарий создать, и эта проблема всегда стоит.
Далее, отношение к понятию музыкальная тема. В жанре электронной популярной
музыки его просто не существует. А вот что касается академической музыки,
то те модификации темы, которые мы наблюдаем в последние десятилетия (тема
- звук, тема - аккорд, тема - тембр), близки электроакустической музыке
и ее поискам в области звука.
- Но ведь и электронно-популярную музыку нельзя сбрасывать со
счета?
- Да, там встречаются, конечно, интересные вещи, но что больше всего
вредит авторам, так это неумение развить тему. Берутся "выжимки",
какие-то наработанные звуки, и, если автор не знает, что делать с этим
материалом, как его развить, как с ним работать, начинается репродуцирование.
В основе лежит единственный метод работы, по которому все произведения
строятся, как сиамские близнецы: берется остинантный элемент, закольцовывается,
на него накладывается еще один элемент, еще, идут напластования, а потом,
как сверху пирога укроп, вкрапливаются скрашивающие элементы. Даже если
строительный материал хорош, даже если нашли хорошие звуки, все остальное
производит удручающее впечатление. Это просто тоскливо слушать, и не только
мне как профессионалу. Электронно-популярная музыка зациклилась на остинантности,
которую она подхватила у минималистов, но ведь надо уметь пользоваться
этим методом и обращать недостатки в достоинства. В нашей студии студенты
создавали в хорошем смысле минималистские произведения, когда произведение
построено на основе одного тематического элемента и с одним эффектом, но
в разных его вариантах. Но когда композиторская работа профессиональна,
забываешь, что это только один тембр.
- У вас в консерватории оборудована учебная студия, кто в ней
занимается?
- Она не только учебная, она нацелена еще и на экспериментальную и
научную работу. А занимаются в студии сейчас три факультета - композиторский,
звукорежиссерский и теоретический. Занимаются они разными направлениями
этой области: композиторы - творческой работой, звукорежиссеры осмысливают
эти средства, изучают их применение в звукозаписи.
- А какими средствами вы пользуетесь?
- Мы перепробовали много программных пакетов, некоторые подходят нам
больше, некоторые меньше. Например, начинали мы с программы, которая не
была широко распространена в городе - Voyetra Seqvensor +. Она оказалась
очень удобной, с очень дружелюбным интерфейсом, и даже до сих пор ее версия
под DOS является более продуманной с профессиональной точки зрения, чем
некоторые современные пакеты. Не так давно, в ноябре 1996 года, американские
коллеги передали нам компилятор языка звукового программирования C-Sound.
С помощью этого языка можно не только синтезировать звуки, но и создавать
музыкальные произведения путем создания программ. Практически создается
партитура, описывающая появление того или иного элемента в определенный
момент времени. Этот язык достаточно сложен, но в нем есть много возможностей
и для программиста, и для композитора, и для звукорежиссера, и для саунд-дизайнера.
В концерте участвовал один из студентов звукорежиссерского факультета -
Шамиль Гайнетдинов, он поставил перед собой задачу - создать произведение
полностью в среде этого языка, выдержав чистоту метода. Я думаю, что у
него это получилось. Не знаю, какое впечатление это произвело на публику,
но специалистов поразило, что за такой короткий срок можно в такой степени
освоить этот язык. Еще C-Sound'ом у нас в городе давно занимается Владимир
Волков. Его произведения - в основном синтез с другими инструментальными
средствами. Представленная на концерте композиция с использованием Wind-контроллера
явилась опытом такого рода.
- Татьяна Викторовна, сейчас у многих появилась возможность иметь
дома компьютер с неплохой звуковой картой, и при желании можно самому создавать
музыкальные произведения на неплохом техническом уровне. Не боитесь ли
вы своего рода конкуренции?
- Нет. Ведь то, что появилась такая техника, это добро и зло одновременно,
тут уж ничего не поделаешь. И я отношусь к этому хорошо. Если у человека
есть талант, то он может проявиться таким образом, а если его нет, то все
канет в лету. Хорошо, что появилась такая техника, это к лучшему, и я желаю
всем читателям "КомпьютерМэна" в совершенстве овладеть этой аппаратурой.
Олег Румянцев